Мои волосы ночью пахнут крапивой и ловят чужие сны.
Френдлента бурлит обсуждением темы изнасилования и общественного отношения к этому явлению. И до меня дошла одна вещь, которая раньше не доходила, к сожалению.
Сколько раз так случалось: какую-нибудь девушку изнасиловали, и идёт обсуждение ситуации. И вдруг выясняется, что девушка, оказывается, возвращалась одна, ночью, по сомнительному маршруту, ещё и не дай бог в короткой юбке или подвыпившая. И большинство реагирует: "Сама виновата". Или в лучшем случае:"Девушку жалко, но о чём она думала, когда садилась в чужую машину/шла одна ночью через гаражи/и т.д. и т.д."
Чёрт возьми, да я сама так же реагирую. И это - чудовищно. Потому что такой реакцией мы даём потенциальным насильникам МОРАЛЬНОЕ право на насилие. Потому что получается, что изнасилование - преступление, но в некоторых случаях вроде как оно является естественным разрешением ситуации, что в некоторых случаях насиловать МОЖНО.
И я не знаю, как эту установку вытравить из головы.
Это не значит, что надо забыть о безопасности и осторожности, речь не о том.
Просто мы почему-то забываем, что насильники не дикие звери или погодное явление, это тоже люди, живущие в том же самом обществе, что и мы, и что они тоже впитывают это общественное отношение или даже формируют свои взгляды, опираясь как раз на общественные стереотипы.
Скажем, если в лесу водятся ядовитые змеи, то надо ходить в резиновых сапогах. И если человек пошел босиком и наступил на змею, и она его укусила - он сам виноват. Но змея, в отличие от человека-насильника, разума не имеет, и не будет кидаться на любого человека без сапог только потому, что в нашем человеческом обществе считается, что он в таком случае сам будет не прав. А вот человек-насильник, увидев на темной улице девушку в коротой юбке или просто девушку на темной улице или просто девушку в любое время суток одну, или даже не одну, но им некуда будет обратиться за помощью (в зависимости от того, как далеко распростаняются его представления о "преступной неосторожности" жертвы), вспомнит позицию "сама-дура-виновата" и почувствует себя ВПРАВЕ.
Я это всё пишу, а в собственной же голове крутится:"Но если девушка, к примеру, сама села в машину, и улыбалась..." Да никаких "НО ЕСЛИ"!!!
Нельзя позволять себе даже часть вины перекладывать на жертву - это приводит только к тому, что насильники чувствуют себя правыми, что им позволено так себя вести (ну и к комплексу вины у жертв). И, повторюсь, я не знаю, как эту установку в голове сломать, слишком прочно она въелась.
Вспомнилось из личного опыта. Уже несколько лет прошло, всех подробностей не помню. читать дальше
Сколько раз так случалось: какую-нибудь девушку изнасиловали, и идёт обсуждение ситуации. И вдруг выясняется, что девушка, оказывается, возвращалась одна, ночью, по сомнительному маршруту, ещё и не дай бог в короткой юбке или подвыпившая. И большинство реагирует: "Сама виновата". Или в лучшем случае:"Девушку жалко, но о чём она думала, когда садилась в чужую машину/шла одна ночью через гаражи/и т.д. и т.д."
Чёрт возьми, да я сама так же реагирую. И это - чудовищно. Потому что такой реакцией мы даём потенциальным насильникам МОРАЛЬНОЕ право на насилие. Потому что получается, что изнасилование - преступление, но в некоторых случаях вроде как оно является естественным разрешением ситуации, что в некоторых случаях насиловать МОЖНО.
И я не знаю, как эту установку вытравить из головы.
Это не значит, что надо забыть о безопасности и осторожности, речь не о том.
Просто мы почему-то забываем, что насильники не дикие звери или погодное явление, это тоже люди, живущие в том же самом обществе, что и мы, и что они тоже впитывают это общественное отношение или даже формируют свои взгляды, опираясь как раз на общественные стереотипы.
Скажем, если в лесу водятся ядовитые змеи, то надо ходить в резиновых сапогах. И если человек пошел босиком и наступил на змею, и она его укусила - он сам виноват. Но змея, в отличие от человека-насильника, разума не имеет, и не будет кидаться на любого человека без сапог только потому, что в нашем человеческом обществе считается, что он в таком случае сам будет не прав. А вот человек-насильник, увидев на темной улице девушку в коротой юбке или просто девушку на темной улице или просто девушку в любое время суток одну, или даже не одну, но им некуда будет обратиться за помощью (в зависимости от того, как далеко распростаняются его представления о "преступной неосторожности" жертвы), вспомнит позицию "сама-дура-виновата" и почувствует себя ВПРАВЕ.
Я это всё пишу, а в собственной же голове крутится:"Но если девушка, к примеру, сама села в машину, и улыбалась..." Да никаких "НО ЕСЛИ"!!!
Нельзя позволять себе даже часть вины перекладывать на жертву - это приводит только к тому, что насильники чувствуют себя правыми, что им позволено так себя вести (ну и к комплексу вины у жертв). И, повторюсь, я не знаю, как эту установку в голове сломать, слишком прочно она въелась.
Вспомнилось из личного опыта. Уже несколько лет прошло, всех подробностей не помню. читать дальше
Av@rya, помню ещё с детства - в соседнем подъезде изнасиловали девушку. Напали ночью или она была в компании - не помню уже. Первое, первое, что я услышала - да сама виновата, не фиг шляться. И Вы об этом же говорите. И многие, многие, многие. Перечитайте свои же комментарии хотя бы.
В той простыне, с которой я вступила в дискуссию, я как раз и писала о том, что оба подхода (менять поведение жертвы и менять поведение насильников) абсолютно разумны и имеют смысл, когда направлены на соответствующую аудиторию (жертвам про виктимное поведение, насильникам про насилие). Вопрос в том, что когда мы говорим на аудиторию широкую (блоги, СМИ, общественные дискуссии), то можно выбрать только один подход. Увы, публично разъясняя жертвам их ошибки вы автоматически снимаете часть ответственности с насильников. Не формально, но по сути. Я всеми руками и ногами за профилактику насилия среди девушек и популярные объяснения как надо и как не надо себя вести. Но там, где насильники этого не услышат: дома, в дружеском разговоре, в школе на специальных занятиях только для девушек. Общественное же мнение "снаружи" должно горой стоять за девушек и не давать насильникам и потенциальным насильникам ни единого шанса на оправдание того, что их поведение нормально, "спровоцировано", "взято по праву" и так далее.
К слову, та моя подруга, как водится, не пошла в милицию, а вместо этого несколько лет занималась с психотерапевтом и пыталась перестать себя винить за то, что с ней случилось. Да и родителям она рассказала далеко не сразу, так как ей было стыдно. И всех этих проблем бы не было, ну или они были бы существенно менее выражены, если бы общественное восприятие насилия было бы другим.
Родителям, кстати, на нее было глубоко не похер, не встречать ребенка (14 лет) после школы, живя в благополучном районе, при том, что они оба работают, как-то не стыкуется у меня с безответственным поведением.
Понимаете, причины того, что изнасилование произошло, всегда можно найти. Особенно, если анализировать ретроспективно. Но это как с фондовым рынком: когда кризис уже произошел, все аналитики наперебой объясняют почему, но при этом до кризиса предсказать его реально никто не может. И всегда остается шанс, что изнасилование просто произойдет, несмотря на все меры предосторожности (ну кроме, пожалуй, жизни в бункере в окружении четырех охранников-евнухов).
fire-dragon, пойти в смысле работать? нет, я не подойду, я домашняя слишком, не могу так много работе уделять. я не говорю, что они плохие, я говорю, что нужно быть лучше.
Av@rya, ну, как бы, если уж "госпожа полицейская" говорит, что разговаривать, прежде всего, надо с потенциальными жертвами, а не с потенциальными насильниками, то последние могут задуматься, а не нарушила ли чего-либо вон та мимо проходящая девушка? да, насильникам объяснять поздно, но тем, кто ещё не, но входит в "группу риска", надо!
Вообще-то нет, не принято.
+1000
KatrinMort, а откуда тогда куча девушек, которые чуть ли не официально считаются лёгкого поведения и что их можно?
Да откуда угодно. Я знаю пару дев из очень приличных семей (папа-генерал и все такое), которые сделали яркую карьеру из разряда "всем можно". Кстати, без всяких там изнасилований. Закончили они достаточно печально в силу привычки пить как лошади. Знаю деву из нормальной быдло-семьи. Ну то есть, никакого инфернального зла в самой семье, телевизор-дом-щи-огород. Дева кололась, спала, опять же, со всем, что движется. Кстати, ее тоже никто не насиловал, а особенно ее сотоварищи по колхозу и шприцам. Наверное, умела их выбирать.
Проще говоря, проститутки водятся во всех слоях общества, только оплачиваются по-разному.
Av@rya, у меня к тебе вопрос. Вот без троллинга и наездов, просто действительно важно попытаться понять.
Вот тебе ситуевина: лето, часов 5-6 вечера, оживленный район. Я, одетая в джинсы, пиджак и майку без выреза, провожаю сестру до метро, обнимаю, машу рукой, пока она спускается по лестнице на станцию. Разворачиваюсь, иду себе по тротуару обратно, по привычке проверяя, все ли на месте в сумке. Внезапно меня хватают поперек тушки, зажимают рот рукой и куда-то несут. Я начинаю дергаться и вырываться, вижу, что несут меня к машине с открытой задней дверью, из которой за процессом наблюдают два лица, как где-то тут выражались, "темпераментной национальности", лягаюсь, куда-то заезжаю локтем схватившему меня, в паре метров от машины таки удачно бью еще какой-то конечностью в какое-то удачное место, наконец освобождаю рот и ору. Вырываюсь, убегаю в толпу. Народ с интересом наблюдает, лица темпераментной национальности упихиваются в машину и стремительно сваливают.
Где здесь я повела себя провоцирующим образом? на что могли среагировать потенциальные насильники?
Таким образом, попасть может вообще кто угодно, и это вовсе не мистические "0,00001%".
Более того срабатывает еще такая логика: "хотела бы чтобы не изнасиловали бы, не шла бы/не одевала бы/не вела себя, то есть, если она что-то из вышеперечисленного сделала/надела, то значит на самом деле сама этого хочет". А уж как свободно интерпретируются и модифицируются правила, когда желание затмевает голову, я думаю, вы сами себе можете представить. Вплоть до того, что да, если она мне приветливо улыбается, а не посылает на хер, то она меня хочет. То есть формируется общественный стереотип девушки, избегающей изнасилований, ну и автоматически вместе с этим получается, что любая девушка, ему не соответствующая, на самом деле не против. Получается, что для безопасности надо жестко действовать согласно этим правилам, однако, увы, на практике во-первых тебя все равно могут изнасиловать, а во-вторых, как я уже сказала, интерпретирует их в конечном счете насильник.
Следуя путем ограничения жертвы, некоторые культуры дошли до того, что открытие женщиной лица или щиколотки на публике является развратом и призывом к насилию. Женщина в Саудовской Аравии, вышедшая из дома не в бурке, а, например, в хиджабе, уже попадает в группу риска, и ее изнасилование будет во много раз менее осуждено обществом. Но... Вы, правда, хотите так жить?
.Shamsi., так я и не говорила,что в ста процентах изнасилований есть доля вины жертвы,но такие случаи-большая редкость.
и это наиболее распространённый сценарий. Кроме того много сил нужно, чтобы и к терапевту с этим пойти, не все и не сразу могут это сделать.
среди Ваших знакомых много мужчин,которые считают,что можно насиловать женщин в открытой одежде или выпивших? а у Вас насильники по-прежнему в резервациях живут.
вот тут в одной теме, среди... сколько тут комментаторов? тридцать? - всплыло уже несколько. И я слышала еще очень много. Глубоко сомневаюсь, что это редкость.
Sunito, она сильная, слава богу, справилась